Дополнительное образование — неотъемлемая часть воспитательной системы лицея. Реализуемые в этой области проекты призваны обеспечить успешную социализацию обучающихся, выявление и развитие способностей и интересов детей.

Задачами блока дополнительного образования являются:

  • расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;
  • способствование укреплению здоровья детей, воспитанию ценностного отношения к своему здоровью;
  • способствование профилактике безнадзорности, правонарушений среди обучающихся;
  • создание условий для свободного творческого развития личности ребенка;
  • создание благоприятного психологического климата в лицее;
  • содействие самореализации и саморазвитию личности ребенка и педагога;
  • обеспечение каждому обучающемуся «ситуации успеха»;
  • способствование возможности самостоятельного выбора обучающимся своего индивидуального образовательного пути.

Работа системы дополнительного образования лицея базируется на основных принципах ФГОС, таких как добровольность, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, дифференциация и индивидуализация, включенность ребенка в деятельность, приносящую социально значимый результат, последовательность и преемственность в работе кружков и объединений.

Дополнительное образование позволяет осуществлять на практике связь предметов школьной программы (метапредметность), изучаемых в первой половине дня, с внеурочной деятельностью обучающихся. Таким образом, участие в работе кружков в системе дополнительного образования способствует организации в рамках лицея процесса единого непрерывного педагогического взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, повышает сплоченность школьного коллектива и усиливает интерес к лицейской жизни.

Говоря о структуре системы дополнительного образования, можно отметить, что всего в лицее функционирует ХХ объединения, которые организованы по следующим направлениям:
— лингво-страноведческое;
— физкультурно-спортивное;
— художественно-эстетическое (хореографическое, вокальное, театральное декоративно-прикладное);
— эколого-биологическое;
— военно-патриотическое;
— культурологическое;
— естественно-научное;
— экономико-правовое;
— социально-педагогическое.

Во многих образовательных учреждениях сейчас налаживают работу школьного самоуправления. В лицее в рамках системы дополнительного образования налажена специальная работа по выявлению ребят с лидерскими задатками и разработана программа по их развитию в ходе деловых игр, деловых тренингов, разнообразных практических мероприятий.

Актив лицеистов объединен в “Совет обучающихся”, где ребята могут получить как теоретические знания, так и практическую помощь при планировании, подготовке и осуществлении коллективных творческих дел и социально ориентированных проектов. Участников школьного самоуправления привлекают к подготовке и проведению общешкольных и городских мероприятий.

Работа спортивных кружков и секций (волйбол, шахматы) позволяет не только достигать высоких результатов на городских соревнованиях, но и проводить спортивные праздники для обучающихся разных параллелей лицея, а также подготавливать и проводить на высоком уровне общешкольные спортивные мероприятия, например, День здоровья, первенство лицея по отдельным видам спорта. Активно ведется в системе дополнительного образования экскурсионная работа в школьном музее. Большой интерес у обучающихся вызывают экскурсии, одно- и многодневные поездки по городам России.

Большое внимание уделяется расширению социального взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Система дополнительного образования МАОУ «ФТЛ № 1» г. Саратова – открытая и активно развивающаяся система. Среди перспективных направлений нашей работы в системе дополнительного образования определяем:

  • расширение возможностей социального партнерства
  • развитие школьного самоуправления;
  • участие в конкурсах социальных проектах;
  • усиление метапредметного характера дополнительного образования в лицее.