История Тринашки || 1930-1960
«Все мы вышли из гоголевской Тринашки»
В 1930 году в Саратове была открыта школа №30 со смешанным обучением мальчиков и девочек, которая с 1931 года располагалась в небольшом двухэтажном здании на улице Гоголя, 42. В 1943 году школа была преобразована в женскую, получила статус средней и 13-й номер.
Директором школы №30 в 1930 году была назначена Серафима Одинцова, бывшая прежде ее завучем – об этом есть соответствующий приказ по саратовскому отделу народного образования от 16 июля 1941 года, сохранившийся в ФТЛ.
Сохранился и поздравительный адрес Серафиме Алексеевне от учениц уже школы № 13, датированный 1945-м годом. И на нем написано: «Директору средней женской школы № 13». Это говорит о том, что школа сменила номер и стала женской где-то между 1941-м и 1945-м годом – учителя ФТЛ, занимающиеся историей школы, предполагают, что это произошло в 1943 году, когда был выпущен приказ о разделении школ на женские и мужские.
Кстати, в ФТЛ сохранилась, можно сказать, раритетная табуретка с шильдиком, на котором выбит инвентарный номер и буквы, не позволяющие сомневаться в существовании женской школы № 13.
В 1953 году 13-ая школа окончательно переехала в здание на Московской, 143, а с 1954 года в ней снова было введено смешанное обучение. 13-я школа была известна в Саратове высоким качеством обучения благодаря сильному педагогическому коллективу. В ней преподавали такие учителя, как А. А. Кин, В. С. Кавторова, Л. И. Батракова, Е. И. Наумова, А. А. Калинникова, Е. К. Кевляк, оставившие в сердцах своих учеников очень теплые воспоминания.
В 1959 г. была начата школьная реформа, одной из идей которой была идея политехнизации. Это требовало изменения самой структуры школы. Поэтому в начале 1960-х годов в крупных университетских центрах: Москве, Новосибирске, Киеве, Тбилиси – появляются физико-математические школы-интернаты. В других городах организовываются математические классы.
Школа «Железной» Серафимы
Серафима Алексеевна Одинцова стала директором средней школы №13 в начале 1940-х годов. Она обладала чувством нового, революционностью взглядов. Ее решение пожертвовать начальными классами и средним звеном ради создания новой школы, в которой учились бы только старшие классы, поддержали городской и областной отделы народного образования.
Серафима Алексеевна, по мнению всех, кто ее знал, была удивительным человеком: умным, требовательным, тонким психологом. Она постоянно искала и находила учителей, преданных школе и ученикам. Ей нужны были талантливые кадры, чтобы осуществлять свои замыслы.
В это время в 13-й школе работали истинные корифеи педагогики. А.И. Шпак – учитель химии, первый из коллектива получивший звание заслуженного учителя РСФСР. Анатолий Иванович, высокопрофессиональный, артистичный, увлеченный, зажигал в сердцах своих учеников любовь к ее величеству Химии. Ученики просто обожали его!
Е.И. Прилуцкий – математик по образованию, всю жизнь преподававший физику и влюбивший в нее не одно поколение своих учеников. Бессменный председатель городского методического объединения учителей физики и руководитель педагогической практики студентов, Евстафий Иванович работал, не щадя себя. Практически на каждом уроке ученикам демонстрировался не просто физический эксперимент, а завораживающий
спектакль. Его уважали, побаивались, но при этом любили, потому что, по словам его учеников, «он был прежде всего Человек, а потом Учитель».
Н.С. Семенова – выпускница 1950 г. еще женской 13-й школы. После окончания вуза в 1954 г. Нина Саввична вернулась в свою школу в качестве учителя математики. Каждый ребенок, пришедший в класс, был ей интересен. Она любила всех без исключения. У нее уже тогда была своя, авторская, методика преподавания математики. О таких говорят: «Учитель от Бога!» Кроме того, она, кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, прививала любовь к спорту и своим ученикам. Нина Саввична всегда отличалась заботливым, материнским отношением к своим питомцам – и во время их учебы в школе, и после ее окончания. Среди её выпускников – более 30 докторов и кандидатов физико-математических наук!
П.М. Каган и Л.Д. Дедиева – историки-эрудиты, уроки которых были всегда показательными для учителей города, и ученикам хотелось стать такими же образованными и интеллигентными, как их учителя. Любовь Даниловна работала в тринадцатой школе с 1943 г. Паина Михайловна участвовала в войне, была санинструктором.
А.Н. Савинков – учитель литературы. Аркадий Николаевич преподавал свой предмет так, что им невозможно
было не увлечься.
З.Д. Киселева – учитель математики. Зое Дмитриевне были свойственны глубина и строгость математической
мысли, высокая культура общения с людьми.
М.В. Горизонтова – учитель математики. Ее отличали великолепное знание предмета, интеллигентность,
строгость – и в то же время потрясающее обаяние! Ученики любили Марию Викторовну и старались получить одобрение своим поступкам, учителя искали профессионального общения с ней.
К.Я. Гудкова – учитель английского языка. Клавдия Яковлевна была неординарной и яркой личностью, глубоко понимающей искусство. Человек, прошедший фронт…
1950-е годы стали временем, когда тринадцатая школа создавала свои традиции. Уже тогда все учителя обращались к ученикам «на Вы» — это создавало атмосферу взаимоуважения и ответственности.
Тогда же начинал работать школьный радиоузел, по которому зачитывались важная государственная и школьная информация. Бурлила и общественная жизнь: ученики тринашки после уроков ходили в кружок бальных танцев и устраивали театральные вечера.
Школьный фотоальбом: 1930-1960
Кинохроника: «Все мы вышли из гоголевской тринашки»
Ролик подготовлен выпускниками разных лет к Юбилею Тринашки (реж. — Т.В. Зорина, монтаж — А. Слепынцев, озвучивание — А. Зорин, М. Ерохина), 2006