История Тринашки || 1961-1973
«Тринашка»в новом формате
В 1961 году после «хирургической операции» в школе №13 остались только старшие классы. Начальные и средние классы (с 1-го по 7-й) были переведены в школу №67, а оттуда в 13-ю школу перешли ребята постарше. Появились и новые учителя, органично вписавшиеся в коллектив.
Б.И. Абрамова – учитель литературы. Высокообразованный человек, почтительно и доброжелательно относящийся к своим ученикам, Бэла Исааковна открывала перед ними мир литературы и знакомила их с музыкальной классикой.
В.П. Филинова – профессионал высокого класса, увлекавший ребят не только математикой, но и театром. Работая по авторской программе в 13-й школе, а затем и в ФТЛ №1, Вера Петровна за 55 лет своей блестящей
педагогической практики сделала 16 выпусков! Среди ее выпускников – более 10 докторов и 30 кандидатов физико-математических наук!
Ю.Г. Кряжимский – фронтовик, пришедший в школу из Суворовского училища. Учитель географии и астрономии, отличавшийся педантичностью, требовательным отношением к себе и воспитанникам. Ученикам Юрия Геннадьевича не забыть увлекательных путешествий по звездному небу.
И.Н. Зайцева – принципиальный и строгий учитель немецкого языка, а затем и истории. Ее слово для учеников было законом. Инна Николаевна – хороший организатор классных коллективов.
А.С. Синяков – учитель математики, знающий свой предмет и все методические тонкости его преподавания. Альберт Сергеевич всегда по-доброму относился к своим ученикам.
Б.М. Васильев – эрудит, философ, спортсмен. Он преподавал историю как точную науку. Главными для Бориса Михайловича были сами исторические события, а не их политизированная трактовка. Его ученики с благодарностью вспоминают ту радость, которую они испытывали от общения с ним.
Г.М. Федорова – учитель физкультуры и географии. Человек, не променявший свою профессию на должность секретаря райкома комсомола, знающий свое дело и любящий детей. Бессменный руководитель сборной команды школы, которая завоевывала все эти годы только первые места на областных туристических слетах, Галина Матвеевна владеет мастерством создания сплоченных, доброжелательно настроенных классных коллективов.
Т.И. Ефремова – учитель литературы. Те, кто учился у Таи Ивановны, навсегда запомнили ее лучистые глаза на одухотворенном лице, когда она читала стихи поэтов Cеребряного века…
Серафима Алексеевна Одинцова постепенно готовила коллектив педагогов и детей к эксперименту. В 1963 г. по решению городского совета народного образования на базе школы №13 создается математический класс (аналогичный класс был создан годом раньше в школе №19, а в этом же, 1963 г., – два класса в школе №1).
Большая ответственность по разработке учебных программ лежала на математиках. Очень трудная задача стояла перед В.П. Филиновой. Она принимала активное участие и в разработке программ, и в их реализации, так как именно ей было поручено преподавать математику в первом математическом классе. Кроме того, на ее плечи легли обязанности классного руководителя этого класса. (Классным руководителем второго
математического класса, вскоре появившегося в школе, была учитель географии Ирина Константиновна Колесник).
За плечами Веры Петровны был Московский государственный педагогический институт. Большой учительский опыт, любовь к предмету и ученикам, огромное желание работать так, чтобы все задуманное получилось, – черты, до сих пор присущие ей.
В 1964 г. В. П. Филинова преподавала математику уже в трёх математических классах, так как в 13-ю школу перевели два экспериментальных класса из 1-й школы. Ещё четыре сформировали из своих учеников. Е.И. Прилуцкий преподавал в этих классах физику, А.И. Шпак – химию, а М.В. Горизонтова – математику.
Содружество и сотворчество учителей и учеников – так можно определить этот период. Первые ученики экспериментальных классов работали очень серьезно, потому что они отвечали на гамлетовский вопрос: быть или не быть физико-математической школе. Было очень много проверок из Москвы: различных срезов, опросов, бесед… В результате было принято решение, что школа №13 может создать на своей базе специализированные классы.
Среди первого выпуска – доктор физико-математических наук, профессор Л.Ю. Коссович – ректор СГУ; доктор исторических наук, профессор В.А. Динес – ректор СГСЭУ; доктор физико-математических наук, профессор СГУ В.А. Юрко – заведующий кафедрой математической физики и вычислительной математики СГУ; доктор физико-математических наук С.И. Дудов – заведующий кафедрой математической экономики СГУ; профессор кафедры геометрии СГУ В.И.Игошин и другие известные люди.
Университетский стиль
В 1966 г. в связи с очередной реформой школьного образования школа становится профильной и называется средней школой №13 с углубленным изучением физики и математки. Обучение в новой школе велось по трем специализациям: математик-программист, физик-лаборант, химик-лаборант.
В связи с этим создаются профильные классы с разными программами по математике, физике, химии, программированию и радиоэлектронике. Следовательно, учителям вновь были нужны новые программы по этим предметам. Началась их разработка. Не остались в стороне от этого важного вопроса ученые мехмата и физфака СГУ: они обсуждали и корректировали учебные программы, дали согласие на ведение программирования в стенах университета и прохождение практики в ВЦ университета, помогли создать школьную лабораторию радиоэлектроники.
Преподаватели и аспиранты СГУ не были гостями школы – они вели семинары и практикумы. Это математики
В.Н. Салий, Д.В. Прохоров, Н.Б. Векслер, Г.И. Житомирский, А.Н. Коломоец; физики Д.И. Трубецков, С.В. Соломонов, А.В. Дидусенко, С.И. Кирьяшкин, В.А. Сидельников.
Большую роль в создании программ сыграл З.И. Длот, перешедший работать в школу из областного отдела народного образования, завуч школы. Захар Исакович – блестящий математик и энциклопедист, человек, обладающий потрясающим чувством юмора. Человечность и постоянная готовность прийти на помощь располагали к нему и учеников, и учителей, к нему обращались с любым вопросом и дети, и взрослые. Именно З.И. Длоту принадлежала идея интеграции программ дисциплин естественно-математического цикла, и это не просто удалось, а было сделано так, что, когда появились государственные программы, изменять ничего не пришлось. Оглядываясь на те годы, можно без преувеличения сказать, что это была не просто работа – это был подвиг учителей 13-й школы!
Было бы несправедливо не вспомнить именно здесь о В.И. Игумновой и Н.Н. Зур, хотя они начали работать в 13-й школе немного позже. Виктория Иосифовна Игумнова пришла в школу в 1967 году профессионалом высокого класса, имея большой опыт преподавания в математических классах. Ее уникальная методика обогатила «банк методических идей» учителей математики 13-й школы. У нее не было учеников – у нее были коллеги. Когда Виктория Иосифовна входила в класс, то для нее и ребят не существовало ничего, кроме Математики. Человек, понимающий и тонко чувствующий искусство, она учила своих учеников видеть прекрасное в этой строгой науке.
Нина Николаевна Зур в стенах тринадцатой прошла профессиональное становление, сделала несколько выпусков, а в течение последних двадцати лет работает директором средней школы №73.
Первичные алгоритмы
В 1965 году в ВЦ школы появилась своя машина – «Урал-1», подаренная ВЦ СГУ в порядке шефской помощи. Затем были «Урал-2», «БСЭМ-4», «М-220», «ЕС-1020», «Искра», «ДВК». Местом «священнодействия» Н.С. Осовина и А.С. Парфенова становятся вычислительный центр и лаборатория радиоэлектроники школы. Машины в буквальном смысле слова прошли через руки «дяди Коли» (так с любовью звали дети Николая Сергеевича). Он знал «в лицо» каждый резистор, диод, транзистор этих машин. Вместе с ним разбирали и собирали машины, с упоением занимались программированием его ученики.
Долгие годы с Н.С. Осовиным плодотворно работала его ученица Наталия Львовна Андреева. Они отлично дополняли друг друга, образуя «творческий дуэт». Это были годы становления вычислительного центра, создания и шлифовки программ, методического материала. И путь, как показала история, был выбран правильный. На 1-й олимпиаде по информатике, проходившей в Казани в 1985 году, сборная команда средней школы №13 заняла первое место. Руководил командой Н.С. Осовин. Кроме программирования, Николай Сергеевич замечательно преподавал физику: именно его ученики неоднократно становились призерами олимпиад. Та положительная энергия, которую излучал Николай Сергеевич, возвращалась к нему любовью и победами его учеников.
Кто придумал физпрак?
Курс радиоэлектроники разрабатывал А.С. Парфенов. В кропотливой работе по созданию лабораторного практикума ему помогали А.В. Дидусенко, Н.С. Галанов, С.В. Соломонов – преподаватели кафедры общей физики СГУ, инженер лаборатории Вадим Михайлович Боронин, пришедший в школу после аспирантуры. Радиоэлектроника становится одним из любимых предметов школьников, а Александр Семенович – кумиром своих учеников.
Он умудряется объяснять самые сложные темы так просто, что они понятны даже самому «ярко выраженному гуманитарию». А примеры из жизни, а неповторимый «парфеновский» юмор, а стихи – А.Т. Твардовского и свои!..
Все будущие физики-лаборанты под руководством А.С. Парфенова, Е.И. Прилуцкого, С.В. Соломонова своими руками создавали физические и радиоэлектронные приборы, а затем успешно защищали их перед комиссией, состоящей из ученых кафедры общей физики СГУ во главе с В.С. Стальмаховым. Эти приборы ежегодно занимали призовые места на выставках детского технического творчества города и области, а некоторые из них получили дипломы ВДНХ!
Математики-программисты, физики-лаборанты и химики-лаборанты проходили производственную практику на ВЦ СГУ, заводе «Корпус», в КВЦ Саратовавтотранса, лабораториях химического факультета СГУ. Выпускники школы №13 вместе с аттестатом о среднем образовании получали удостоверение по своей специальности.
Химия на пять с плюсом
На высоком уровне было поставлено преподавание химии. Со всех олимпиад химики привозили дипломы I степени, не ниже! К.М. Сапунар – химик от Бога. Человек, который всякий раз шел на работу в предвкушении радости общения с химией и учениками. Эту радость разделяли и её воспитанники. Кларисса Мироновна щедро делилась с ними тайнами химии и преподавала свой предмет так заразительно, что очень многие выпускники пошли по ее стопам.
Преподавала в химических классах и М.А. Даниличева. Сдержанность и доброжелательность, отличное знание предмета были присущи Маргарите Анатольевне. Рядом трудилась П.И. Шалимова. Участник войны, она очень бережно и тепло относилась ко всем своим ученикам, а как классный руководитель Полина Ивановна уделяла большое внимание краеведческой работе и патриотическому воспитанию школьников.
В 1966 г. в школе появилась молодой учитель химии О.В. Алексеенко. Нужно отметить, что педагогический коллектив школы комплектовался только высокопрофессиональными кадрами. Система отбора была очень жесткой. Можно представить, как нелегко было находиться рядом с такими асами, как А.И. Шпак и К.М. Сапунар!
За короткое время Ольга Викторовна стала профессионалом высокого класса, имеющим свой стиль преподавания. Кроме того, она отвечала за подготовку сандружинниц. Каждый год команда школы участвовала в городских соревнованиях сандружин и неизменно завоевывала первые места. Ольга Викторовна и сегодня просто неподражаема! Её ученики знают, что на урок невозможно прийти, не выполнив домашнего задания. Практически все, кому из них при поступлении в вузы приходится сдавать химию, получают на экзамене «отлично».
Учителя «одинцовского» призыва
К преподаванию естественных дисциплин администрация школы также привлекала научных сотрудников вузов. Так, в середине 1960-х годов в коллективе появились С.В. Соломонов и Ф.С. Рамзаев, а уже в 1970-е годы – С.Б. Мчедлов, В.Ф. Боголюбов, Б.З. Семенов, С.В. Мчедлова, А.Н. Андреева, Л.А. Найдис, в 1980-е годы – М.Г. Кулакова.
Сергей Варламович Соломонов и Виталий Фёдорович Боголюбов – сторонники классических методов преподавания физики, щепетильные в вопросах профессиональной этики и во взаимоотношениях между людьми.
Их коллега Борис Зиновьевич Семенов – мягкий и интеллигентный человек, компетентный специалист. Увлекался фотографией и щедро делился своим опытом с ребятами.
С.В. Мчедлова перешла в школу из СГУ на должность учителя электротехники и радиотехники. Это потом, с 1990 г., Светлана Владимировна будет преподавать физику в старших классах, а в 1970 – 1880-е годы с присущей ей ответственностью и аккуратностью она настраивала работы практикума, писала к ним описания, принимала отчеты учеников… Доброжелательность и уравновешенность, порядочность в отношениях с людьми по сей день располагают к ней и учеников, и родителей, и учителей.
Анна Николаевна Андреева – бескомпромиссный человек и потрясающий математик. Мастер спорта по туризму, она и своих учеников приобщала к этому виду спорта.
М.Г. Кулакова стала первым преподавателем появившегося в 1985 г. предмета «Основы информатики и вычислительной техники». Позже, в период становления лицея, она была председателем методического объединения учителей информатики, являясь стержнем коллектива ВЦ. Марина Георгиевна профессионально занималась и занимается различными видами рукоделия.
«Живая» наука
В 1965 г. Серафиме Алексеевне удалось уговорить перейти из педагогического института в 13-ю школу Ф.С. Рамзаева. Ученый-биолог, он проводил незабываемые уроки «живой» биологии, экспедиции по родному краю для изучения флоры и фауны, которые великолепно знал. Федор Сергеевич создал кабинет биологии, очень многие экспонаты в нем сделаны его руками. Это был скромный, спокойный, доброжелательный человек, участвовавший в Сталинградской битве, переживший немецкий плен и концлагерь во Франции…
С именем С.Б. Мчедлова связана целая эпоха в преподавании физики в 13-й школе. Сумбат Багратович – человек разносторонне одаренный, блестяще знающий свой предмет и все нюансы методики его преподавания, непревзойденный мастер эксперимента. Его талантом и золотыми руками поддерживается и пополняется уникальная коллекция кабинета физики, которой могут позавидовать многие вузы. Он щедро делится своим опытом с коллегами из школ города, области и России на семинарах, проводимых на базе школы.
Большое внимание уделялось в 13-й школе всестороннему развитию учеников. На высоком профессиональном
уровне велось преподавание всех предметов. Достаточно назвать таких учителей русского языка и литературы,
как О.П. Луппова, К.М. Ушакова, М.В. Фрейдинова. Профессионализм Марины Владимировны Фрейдиновой дополняли её душевная щедрость, обаяние, доброта. Её выпускники спустя многие годы сохраняют традиции школьной дружбы, а также не забывают любимого классного руководителя.
Учителями иностранного языка школы были Л.С. Куклева, В.И. Родичкина, И.Д. Русина, Н.И. Катина. Преподавание иностранного языка не ограничивалось рамками уроков.
С 1975 по 1990 г. в школе активно работал КИД (Клуб интернациональной дружбы), идейным вдохновителем и организатором которого была Валерия Иосифовна Родичкина. КИД – это встречи с ветеранами войны, антивоенные акции, трудовые десанты, участие в конкурсах политической песни, во Всесоюзном слете кидовцев.
Став организатором внеклассной работы, Ираида Дмитриевна Русина вплоть до выхода на пенсию преподавала английский язык. Это необыкновенно сдержанный человек, умеющий не допускать возникновения конфликтов одной фразой.
Немалое место в жизни школы занимали физкультура и спорт. Несмотря на отсутствие нормального спортивного зала, уроки физкультуры были для учащихся одними из самых любимых.
На спартакиадах школьников команда средней школы №13 занимала призовые места. В этом, безусловно, заслуга учителей физкультуры: Г.М. Федоровой, Б.С. Лаврентьева, Б.Ф. Годунова.
В школе работали спортивные секции. Борис Семенович Лаврентьев, мастер спорта по фехтованию, подготовил несколько кандидатов в мастера спорта. Он был необычайно работоспособным и целеустремленным человеком.
Большая часть школьной жизни посвящалась внеклассной работе. Конференции и заседания школьного научного общества «Квант», которое возникло, существовало и развивалось благодаря энергии его создателя Е.И. Прилуцкого, помогли осознать свои возможности и найти свое призвание не одному ученику. В школе создаются кружки, которые ведут выпускники школы. На математических и физических академбоях, которые длятся порой по пять часов, оттачивается мастерство ведения научных дискуссий. Здесь нет и не может быть равнодушных! Так рождаются будущие ученые.
С.А. Одинцовой удалось создать такой коллектив, который представлял собой саморазвивающуюся систему. Когда в 1973 г. она ушла на пенсию и ее сменили Е.Б. Квашнин (1973 – 1975 гг.), К.М. Ушакова (1976 – 1978 гг.), Н.П. Хлюснева (1978 – 1984 гг.), коллектив не растерял ни своего мастерства, ни творческого потенциала.