История Тринашки || 1973-1989
Эпоха больших перемен
Школа по-прежнему занимала ведущее место среди образовательных учреждений страны, работала в две смены с 8 утра и до 8 вечера, а в классах было до 42 человек, прошедших конкурсный отбор.
В 1984 году директором школы вновь стал Евгений Борисович Квашнин, а вместе с ним в коллективе появились опытные (Е.А. Терентьев, О.Б. Аринушкина, Н.В. Радюченко-Кочеткова, Н.И. Осовина) и молодые (Н.А. Козырева, Т.О. Вдовина, К.Ю. Гришин) учителя.
Имя Е.А. Терентьева уже было известно учителям города, поэтому, перейдя на работу в 13-ю школу, он сразу возглавил методическое объединение учителей математики и успешно руководит им до сих пор. Евгений Андреевич работает по авторской программе, у него есть свои задачники.
Уже его ученики пишут учебники и, конечно же, побеждали и побеждают в олимпиадах. Среди них – два победителя международных олимпиад. Много лет Е.А. Терентьев работает с учителями города и области на семинарах, курсах повышения квалификации, делясь с ними методическими находками.
Школа принимает активное участие в работе Саратовского кустового вычислительного центра, создателем и бессменным директором которого Валерий Федорович Тананыкин (на фото рядом с Александром Семеновичем Парфеновым; фото из архива дочери В.Ф. Тананыкина, учителя ФТЛ Татьяны Валерьевны Тананыкиной).
Это был один из первых кустовых вычислительных центров, начинавший работу еще с ЭВМ первого поколения. Когда началось очередное реформирование системы школьного образования в 1984 году, то были введны базовые предприятия и обязательная производственная практика старшеклассников с прохождением квалификационной аттестации и выдачей свидетельств о присвоении низшей категории в той или иной специальности. Шефским предприятием для 13-й школы был Саратовский кустовой центр, и почти все старшеклассники проходили там производственную практику и осваивали азы профессиональной деятельности оператора ЭВМ.
1980-е годы были сложными для страны. Приближалась перестройка. Труднее стало преподавать предметы гуманитарного цикла, особенно историю, но выручал высокий профессионализм учителей. Ребята увлеченно отстаивали свою точку зрения в политбоях, которые проводила Маргарита Павловна Никитина, с удовольствием принимали участие в работе молодежного клуба, который возглавляла Людмила Ивановна Кошелева, а уроки знаний Ольги Борисовны Аринушкиной стали платформой, объединяющей учеников, родителей и учителей.
Ученики с радостью приходили на субботние литературные гостиные Натальи Васильевны Радюченко-Кочетковой, чтобы послушать романсы в ее исполнении и поговорить о литературе.
Неизменной популярностью пользовались спектакли питомцев Н.И. Осовиной. Каждому хотелось сыграть хотя бы эпизод, поэтому, как в настоящих труппах, было два состава актеров. Маленькое помещение школьной библиотеки превращалось на период подготовки спектаклей в репетиционный зал.
Наталья Ивановна – прекрасный литератор и талантливый воспитатель. Кроме того, все растения, без которых уже невозможно представить себе школьный интерьер, – дело ее заботливых рук.
Романтика свободных дорог
В 1985 году школой были приобретены байдарки, палатки и другой походный инвентарь. Руководителем туристического клуба «Ориентир» стала А.Н. Андреева. Вместе с ней и учителями С.Г. Шевченко, М.К. Литвиной, Т.О. Вдовиной ребята прошли пешком по Памиро-Алаю, на лыжах – по Северному Уралу и Кольскому полуострову, на байдарках – по Койве, Терешке, Хопру и несчетное число раз – по Медведице.
Тогда же наступает эпоха школьных летних выездов на садово-полевые работы. В сюжете Нижне-волжской студии кинохроники 1985-го года об этом рассказывалось так: «У школьников сейчас пятая трудовая четверть. 2500 юношей и девушек из Кировского района Саратова проведут часть своих летних каникул в лагере труда и отдыха «Энтузиаст». Их помощь подшефному совхозу «Энгельсский» ощутима: Ребята из средней школы № 13 собрали за неделю 4,5 тонны смородины, пропололи десятки гектаров плантаций. Каждый трудовой день выявлял своих передовиков. Вымпелы, свой знак почета – всё как у взрослых. А после четырехчасовой работы наступали просто каникулы».
«Перестройка, гласность, ускорение»
1980-е годы – это время конкурсов политической песни. Раскрываются новые таланты учеников тринадцатой школы — под руководством Александра Файфмана создается ансамбль политической песни «Радуга». Менялись участники ансамбля, но неизменными оставались призовые места, которые коллектив завоевывал в городских и областных конкурсах.
Это время проведения Всесоюзной военно-патриотической игры «Зарница» и активного участия во всех спартакиадах города и области. Вместе с ребятами всегда – их учитель и тренер Константин Юрьевич Гришин. Это время, когда ученикам 13-й доверяли стоять в почетном карауле на «Посту №1».
Выпускники 1980-х жили и воспитывались в атмосфере постоянных социальных и политических перемен:
«Мы танцевали на дискотеках под Modern Talking и «Арабески».
Осенью мы ездили в колхоз, распевая в автобусах песни «Машины времени».
Мы были одни их последних, кто застал эпоху школьных форменных платьев, белых фартучков и синих костюмов.
Нас еще принимали в комсомол, спрашивая наизусть принципы демократического централизма и на уроках истории мы конспектировали труды Ленина и Маркса.А потом в наших школьных политинформациях все чаще стали звучать слова: перестройка, гласность ускорение…
Мы узнали, что в Америке тоже живут нормальные люди. Мы писали письма Саманте Смит!
Мы заканчивали школу, вдыхая пьянящий воздух свободы и гласности и еще не знали, не могли предположить, что все это – всерьез и надолго!..»
В локомотиве реформ
В 1980-е годы школа работала под девизом «Каждый урок – открытый!». Проводились ежемесячные разноплановые семинары для учителей и руководителей школ города и области, шлифовалось педагогическое мастерство, раскрывался творческий потенциал коллектива.
В это время вместе с изменениями, происходящими в обществе, начинались реформы и в системе образования. Появились инновационные учебные заведения со знакомыми, но забытыми названиями – гимназии и лицеи. Директор Евгений Борисович Квашнин загорелся идеей преобразовать среднюю школу №13 с углубленным изучением математики и физики в лицей.
Он уже имел огромный опыт административной и организационной работы в образовании: работал преподавателем физики в школах и педагогических вузах Ганы, Нигерии, Непала, Занзибара, экспертом и руководителем проектов ЮНЕСКО в странах Азии и Африки; был знаком с работой учебных заведений Швейцарии, Франции, Англии, Нидерландов, Испании, Италии. Весь свой опыт, идеи и мечты о школе нового типа Евгений Борисович воплотил в физико-техническом лицее.
В 1990 году старая добрая «тринашка» получила новое имя – «Физико-технический лицей №1».