История ФТЛ || 1990-2000
Территория эксперимента
Бурные 1990-е годы стали для школы временем бесконечного творческого, педагогического, научного и организаторского эксперимента. В итоге на базе традиций старой-доброй Тринашки возникло особое государство — (Ф)едерация (Т)алантливых (Л)ичностей.
На линейке 1 сентября 1990 года табличка «Средняя физико-математическая школа №13» была под торжественные аплодисменты заменена другой — с надписью «Физико-технический лицей №1». Тогда же ученик 11 класса Максим Севостьянов, перевоплотившийся в Александра Пушкина, прочел первое «программное» лицейское стихотворение, автором которого был пока еще только начинающий школьный поэт Алексей (Мар) Машенцев:
О небеса! Лицей в двадцатом веке!
Всё как у нас, а вроде и не так!
Здесь соловьем запел бы Кюхельбекер,
А Дельвиг бы оплакал мой пиджак.
Нам слишком малый срок судьбой отпущен —
Стремись учиться ради жизни всей!
Да что там — право, был бы с нами Пущин,
Он первым побежал бы в ваш Лицей!
Лицей — лицо эпохи, эра, века!
И я подумал как-то, дернул бес:
Каким прекрасным, милым человеком,
Учась в Лицее, мог быть стать Дантес!
Прощайте ж! Мне пора в дорогу.
И вам — куда не знаю — но пора.
Всем- счастья, хлеб — голодным, слава — Богу,
Лицею — троекратное ура!
Команда Верховного магистра
Конечно, Е.Б. Квашнин – главная движущая сила развития школы в эти годы. Потомственный педагог, интеллигентный и мягкий по характеру человек, он умело управлял непростым коллективом, где каждый педагог – незаурядная личность. Ему пришлось решать проблему обновления кадров, когда учителя «одинцовского» призыва начали выходить на пенсию. Для молодых учителей, пришедших в лицей, он создал условия, в которых они максимально реализовались, достигли профессионального мастерства. Неслучайно лицеисты присвоили Евгению Борисовичу шутливый, но почетный титул «Верховный магистр лицея». Демократичный стиль управления, поддержка инициативы учителей и учащихся, забота о том, чтобы всем было комфортно и уютно в лицее, отличали его на посту директора.
Заместителем директора по воспитательной работе продолжала работать И.Д. Русина. Даже в самых сложных ситуациях, которые часто встречаются в работе завуча, Ираида Дмитриевна умела сохранять спокойствие и выдержку, всегда находила нужные слова в разговоре с учениками и родителями. Незаурядные организаторские способности позволяли ей четко планировать и проводить любые мероприятия – от субботников и трудовых десантов до общешкольных вечеров и туристических поездок с учащимися за рубеж.
В штатном расписании лицея появилась новая должность – заместитель директора по научно-методической работе, и на нее была назначена О.Б. Аринушкина. Она приложила много усилий для установления деловых контактов с вузами города, была инициатором и душой всей инновационной работы в лицее, всемерно способствовала развитию и совершенствованию преподавания гуманитарных предметов. Под ее руководством был разработан интегрированный курс «Человек. Природа. Общество», который более 10 лет успешно используется в учебном процессе ФТЛ №1. Для многих лицеистов Ольга Борисовна стала не только учителем, но и заботливым другом и наставником.
В 1991 г. на должность заместителя директора по учебной работе была приглашена Т.В. Андреева, которая имела богатый опыт работы завуча. Она оптимизировала расписание уроков, предложив рациональное распределение нагрузки не только учащихся, но и учителей. Компетентностью, вниманием к интересам детей, доброжелательным отношением к коллегам она сразу расположила к себе весь коллектив лицея. Татьяна Васильевна всегда ведет физику в восьмых классах, поэтому получается, что она учила всех (!) лицеистов начиная с 1992 года.
Забота о техническом состоянии и хозяйстве лицея была поручена Г.С. Кондратьевой. Именно ее усилия привели к радикальному изменению внешнего вида лицея. На ее плечах были бесперебойная работа буфета, летний ремонт школы, закупка мебели и оборудования, поддержание чистоты и порядка в классах и коридорах. Галина Семеновна стала настоящей хозяйкой лицея!
Эта «команда» администрации работала слаженно и творчески. При полной поддержке педагогического коллектива, учащихся и их родителей ей удалось вселить в старые стены 13-й школы новый – лицейский – дух, сохранив лучшие старые традиции и создавая новые.
Поколение NEXT
В лицей пришли новые учителя: математики Галина Вилениновна Аксенова и Любовь Николаевна Сыркина, филологи Наталья Тимофеевна Киреева, Елена Валентиновна Златогорская и Марина Григорьевна Медведева, биолог Анатолий Валентинович Пименов, географ Сергей Анатольевич Карасев, историк Татьяна Валерьевна Тананыкина.
Получила продолжение замечательная традиция, заложенная Н.С. Семеновой: выпускники школы стали возвращаться в нее в качестве учителей. В 1984 г. учителем информатики начала работать Татьяна Львовна Удалова (Андреева), выпускница 1975 г. С 1987 г. математику начала преподавать Ольга Федоровна Гришина (Шарикова), выпускница 1968 г., а с 1991 г. – Ольга Алексеевна Воронина, выпускница 1973 г. В 1990-е годы учителями в лицее работали и другие выпускники школы: Евгений Викторович Кузнецов (математика, выпуск 1976 г.), Елена Евгеньевна Лапшева (информатика, выпуск 1987 г.), Елена Артемьевна Филиппова (математика, выпуск 1970 г.), Олег Юрьевич Дмитриев (математика, выпуск 1979 г.), Михаил Борисович Абросимов (информатика, выпуск 1993 г.), Екатерина Анатольевна Пименова (биология, выпуск 1995 г.). Все они пришли в школу по призванию, велению сердца, а не по воле случая, этим и объясняется их успешная работа на педагогической ниве.
Профильными предметами лицея остались математика, физика и информатика, однако учебный план серьезно изменился. Классы перестали делиться на математические и физические, все стали заниматься по единой программе, а также появились специальные курсы по выбору учащихся. Введение спецкурсов позволило ученикам самим формировать индивидуальную образовательную траекторию, развивать свои способности и интересы. Эту же цель преследовало и еще одно нововведение, появившееся в лицее, – одновременная работа двух педагогов на практических занятиях по профилирующим предметам.
На уроках математики, физики и русского языка учителя начали работать в парах. Это позволило индивидуализировать процесс обучения, т.е. организовать его так, чтобы каждому ученику уделялось как можно больше внимания. На помощь нашим учителям вновь пришли сотрудники Саратовского государственного университета, особенно хочется отметить долговременное и плодотворное сотрудничество с профессором физического факультета Михаилом Николаевичем Куликовым и старшим преподавателем Региной Ивановной Березиной.
Искусство зажечь звезду
Развивать свои способности и задатки учащиеся могли и на занятиях предметных кружков, большинство из которых было ориентировано на работу с интеллектуально одаренными детьми, подготовку лицеистов к участию в олимпиадах, научных конференциях и конкурсах.
Академбои, популярные в 1960 – 1980-х годах, наполнились новым содержанием. Появились другие формы интеллектуальных состязаний – предметные брейн-ринги и научно-практические конференции школьников. Для учащихся, склонных к исследовательской деятельности, интересующихся наукой, стали проводиться специальные школы-сессии.
Так, с 1995 по 2002 г. на базе лицея проходила городская летняя школа для одаренных учащихся по математике, информатике, физике, химии и биологии – «МИФ». К работе привлекались лучшие преподаватели вузов города, ведущие саратовские ученые, многие из которых были выпускниками 13-й школы.
Математические способности слушателей школы развивали кандидаты физико-математических наук, сотрудники механико-математического факультета СГУ В.Г. Тимофеев и С.Н. Купцов. Премудростями физики со школьниками делились сотрудники физического факультета СГУ: доктора физико-математических наук, профессора В.П. Рябухо и С.Б. Вениг; кандидаты физико-математических наук, доценты В.П. Вешнев, А.И. Жбанов, Г.Н. Татарков.
С 1999 г. ученики Надежды Анатольевны Козыревой участвуют и побеждают в международных конференциях школьников «Старт в науку», «Юниор», на международном турнире «Компьютерная физика». Дипломанты этих конференций, как правило, становятся студентами МФТИ и МГУ. Уникальные программы углубленного изучения и высокий уровень преподавания предметов, талант, трудолюбие и целеустремленность учащихся и педагогов всегда давали отличные результаты.
Среди учеников 13-й школы неизменно были популярны предметные олимпиады. С 1965 по 2005 г. учащиеся 13-й школы и ФТЛ №1 становились призерами зональных и всесоюзных, окружных и всероссийских предметных олимпиад школьников: по математике – 95 раз, по биологии – 67, по физике – 56, по информатике – 36, по химии – 39 и по географии – 2 раза.
Быть первыми и проводить эксперименты – одна из традиций 13-й школы, которую унаследовал физико-технический лицей. С 1987 г. в лицее появились малыши. Первые учащиеся классов-спутников, как их назвали, окончили лицей в 1996 г. В 1992 г. первый класс набирала Алла Евгеньевна Парамонова, прирожденный, строгий и справедливый учитель с большим опытом работы в начальной школе. Позже в младших классах начали работать Галина Михайловна Пахомова и Юлия Викторовна Казакова.
Выпускников 13-й школы традиционно отличала прекрасная гуманитарная подготовка. Перед учителями русского языка и литературы, пришедшими в лицей на смену ветеранам, стояла непростая задача: поддержать традиции и выйти на новый уровень. Ироничная Н.Т. Киреева, артистичная Е.В. Златогорская, чуткая М.Г. Медведева, эмоциональная Н.И. Осовина составили «команду», добившуюся успехов. Была разработана авторская программа, ориентированная на совершенствование речи учащихся, повышение их читательской культуры, развитие способности к полноценному восприятию художественного текста.
Ученики физико-технического лицея, участвуя в творческих и литературных конкурсах, конференциях и олимпиадах по русскому языку, стали занимать призовые места наряду с учениками гуманитарных гимназий. Позже к команде филологов ФТЛ №1 присоединились молодые и неугомонные О.В. Стрижак (Демченко) и Н.В. Занозина.
Какие качества отличали лицеистов 1990-х годов? Дети перестройки, они, конечно же, были иными, чем их ровесники 1960 – 1970-х. Более раскованные и смелые в суждениях, менее романтичные и более прагматичные, они, тем не менее, тоже были открыты для сотрудничества с учителями. Они спешили реализовать новые возможности. Оказалось, что можно поучаствовать в международных проектах, завязать знакомства с зарубежными сверстниками, поехать учиться за границу, и это вызвало волну интереса к английскому языку.
Методическое объединение учителей английского языка пополнило в эти годы свои ряды. Вместе с ветеранами школы В.И. Родичкиной и И.Д. Русиной начали работать опытные профессионалы Наталья Владимировна Троепольская, Марина Федоровна Трофимова, Лариса Николаевна Челобанова, а позже к ним присоединились молодые способные учителя Василий Евгеньевич Тюрин и Владимир Владимирович Кошелев.
В 1994 г. ФТЛ №1 стал членом Ассоциации школ ЮНЕСКО (UNESCO Associated Schools). Основная цель этой организации – распространение идей Культуры Мира средствами образования, науки, культуры и искусства. В лицее начал работать клуб ЮНЕСКО. Под руководством М.Ф.Трофимовой лицеисты приняли участие в Международной экологической конференции «Leave it to us» (Истборн, Великобритания, 1995) и долгосрочных проектах «Rescue Mission», «Peace Child International» и «Eco-Bridge».
«Юноша, самовыражайтесь быстрее!»
Лицеистов 1990-х годов отличала жажда творческого самовыражения. К традиционным общешкольным праздникам Первого и Последнего звонка добавился еще один, самый яркий и долгожданный, – новогодний лицейский бал. Это было единственное мероприятие, на котором встречались все параллели лицея, работающего, как и школа №13, в две смены.
Постепенно новогодний бал превратился в некое творческое состязание между параллелями. Именно здесь проявился поэтический талант Алексея Машенцева, сказавшего много прекрасных слов о лицее. Автором многих стихов и текстов песен стал выпускник тринашки Олег Юрьевич Дмитриев, не только прекрасный математик, но и вдохновенный поэт. В подготовке каждого такого праздника были заняты десятки учеников и учителей, и, когда в конце концерта на сцену приглашали всех участников для исполнения финальной песни, любая сцена оказывалась мала!..
В формировании этой красивой традиции важную роль сыграли Е.В. Дворянчикова и О.В. Стрижак. Елена Вениаминовна, учитель музыки и мировой художественной культуры, прививает лицеистам художественный вкус и развивает их музыкальные таланты. Оксана Викторовна, которая в течение 7 лет работала в должности вожатой, а теперь преподает русский язык и литературу, заражает учеников творческим отношением к любому делу.
Одно из интересных направлений внеклассной работы физико-технического лицея – познавательный туризм: краеведческие экскурсии, поездки в другие города, экологические экспедиции, спортивные путешествия. В эту работу в 1990-е годы было вовлечено много учащихся, учителей и родителей.
Традиционные летние походы постепенно превратились в экологические экспедиции. Учебно-исследовательский проект «Живая вода» по изучению экологического состояния малых рек Саратовской области в течение 5 лет реализовывался под руководством Т.О. Вдовиной, С.А. Карасева, Е.Е. Лапшевой, Т.В. Тананыкиной.
Школьный фотоальбом: 1990 — 2000
Кинохроника: «Время Верховного Магистра»
Ролик подготовлен выпускниками разных лет к Юбилею Тринашки (реж. — Т.В. Зорина, монтаж — А. Слепынцев, озвучивание — А. Зорин, М. Ерохина), 2006